Работы по погрузке-разгрузке грузоподъемными машинами должны проводиться по установленным техническим правилам и требованиям к безопасности и качеству работ. Правильный ход действий обеспечивается при точном следовании предварительно разработанному Проекту производства работ на погрузочно-разгрузочные работы. В данном ППР не только моделируется процесс, но и прогнозируются возможные риски, просчитываются необходимые ресурсы, определяется необходимость дополнительного оборудования. Разработку ППР заказывают у специализированных проектных предприятий, что гарантирует грамотный и ответственный подход специалиста-проектировщика, наличие у него аттестации промышленной безопасности и удостоверения на право разработки ППРк.
Необходимость ППР для обеспечения безопасности
Погрузка и разгрузка с помощью автокранов – ответственное мероприятие, для руководства которым обязательно назначается ответственное лицо или несколько лиц, к которым предъявляются высокие требования:
- периодическое повышение квалификации;
- знание особенностей технологического процесса;
- знание правил и нормативных актов по проведению различных видов погрузочно-разгрузочных работ.
Ответственное лицо обязано сверяться с указаниями, графиками и схемами, прописанными в ППР, организовать безопасный труд, обеспечить хорошую освещенность, руководить и следить за процессом и его соответствием разработанному Проекту производства погрузочно-разгрузочных работ, проводить инструктаж с рабочими.
Что отражается в ППР на погрузочно-разгрузочные работы
Проект производства погрузочно-разгрузочных работ содержит много вводных и данных для организации безопасной и эффективной деятельности:
- подбираются краны нужной грузоподъемности;
- рассчитываются границы опасной зоны;
- разрабатываются мероприятия с подготовкой графиков по эксплуатации кранов и дополнительной техники;
- разрабатываются схемы строповки грузов;
- составляются технологические карты на перемещение и подъем грузов.
При разработке ППР на погрузочно-разгрузочные работы кранами следует учитывать также наличие у работников группы по электробезопасности не ниже II для допуска к кран-балкам, электрическим талям и подобной технике. Особое внимание уделяется и площадке, на которой выполняется разгрузка/погрузка. На ней не должны находиться посторонние предметы и люди. Схематически указываются границы ограждения опасной зоны и места установки знаков безопасности. В ППР прописывается, каким образом следует разграничить штабеля, проходы и проезды между ними.
В текстовой части Проекта указывается перечень работников, которые должны ознакомиться с этим документом под подпись. Затем идет график рабочих смен ответственных лиц. Пояснительная записка к проекту состоит из общей части, раздела, посвященного работе крана, раздела с описанием мероприятий по технической и пожарной безопасности, охране труда, уменьшению опасных зон.
В разделе по работе крана предписывается, на каком фундаменте будет установлен кран с конкретными характеристиками. Фундамент для крана выполняется по отдельному проекту. Рассчитывается высота, на которую должен быть установлен башенный кран, требуется ли ограничение высоты подъема крана.
Раздел о мероприятиях в ППР по безопасности содержит различные указания, например:
- о необходимости перед началом работ установить порядок обмена сигналами между машинистом и руководителем;
- об установке предупреждающих знаков и недопустимости работы без них;
- об оборудовании крана компьютерной системой ограничения рабочих зон;
- перечисляются недопустимые варианты подъема и перемещения груза.
Также напоминается порядок начала рабочего дня (утренний инструктаж, выдача нарядов-допусков, обязательное наличие у стропальщиков гибких страховочных приспособлений, у всех рабочих – защитных касок и спецодежды).
В графической части ППР на погрузочно-разгрузочные работы прилагается стройгенплан, схема организации работ башенным или автомобильным краном, схемы строповки и иные таблицы.